Peter (petergluk) wrote,
Peter
petergluk

Category:

Неакадемическая Музыка в Воронеже

Таки понаписал комментариев.
Однако, хочется сохранить их к себе в жж, потому что там их, кроме авторов исследования, скорее всего, никто не прочтет, да и то не факт.

Речь  идет о том, что Воронеж заказал Москвичам научное исследование по собственной культуре. Исследование получилось научным весьма местами, в качестве площадки для обсуждения был выбран жж - однако общественность молчит как рыба об лед. Хотя на живом обсуждении было весьма себе прилично народу. Обсуждение правда было крайне коротким и всех призывали писать лучше в жж. Однако в большинстве своем деятели Воронежской культуры с компьютером на "Вы", и скорее всего не сообразили где и как писать.

Текст обсуждаемой в топике главы про академическую музыку вот тут а полностью исследование вот тут - крайне рекомендую почитать первые две главы даже тем, кого Воронеж вообще не интересует. Далее собрал свои комменты - если что-то захочется ответить - please. в исходный топик.

[ссылка] На самом деле, неакадемическая музыка в Москве и за ее пределами - это две совершенно разные истории. Поэтому взгляд московских экспертов - разумеется, будет крайне поверхностным и неглубоким. Лишний раз подтверждена истина о том, что жизнь за мкадом присутствует лишь номинально. Всё. Вникать в проблемы негров московским экспертам совершенно незачем, и их прекрасно можно понять. Зато, они конечно заценили новый Event Hall - он упоминается аж 14 раз и ему посвящены целых две главы.

(А, к слову, про Хамина - нигде в исследовании вообще не упомянут океанариум - лучший в России, и кстати на него едут реально только чтобы посмотреть со всей концов...)

Вкратце, резюме экспертов такое: ничего интересного в Воронеже нет, но если вы выделите бюджет, мы вам привезем интересное из Москвы и заграницы. Они вообще не задаются вопросом: почему нет?!




[ссылка] В первых главах исследования задана довольно высокая планка аналитики. Однако аналитика заканчивается вместе со вступительными главами про методологию и контекст. Дальше идет просто инвентаризация, причем не очень аккуратная, (а местами, похоже и ангажированная).

В начале исследования обращено внимание читателя на проблему оценки культурных явлений: на одном концерте может быть тысяча человек, на другом - 10, но со временем, может оказаться, что второй концерт был значимей и изменил в жизни гораздо большее... В данной главе все оценено с точки зрения денег. Если в теме денег нет - значит она нам и не интересна.

Как живут организаторы концертов в провинции? Зачем они вообще этом занимаются? Какие у них проблеммы? Все тоже самое можно повторить и про музыкантов.

Вот, появился в провинции некто, супер-талантливый. Допустим. Сможет ли он тут выжить, занимаясь своим творчеством? Или единственный шанс для него - ехать "покорять"Москву? А если он не хочет "покорять" а хочет свокойно жить занимаясь своим творчеством?! Почему у него нет шансов в Воронеже? Что можно сделать чтоб этот шанс появился? Авторы исследования очевидно никогда даже не задавались такими вопросами.



[ссылка] "Музыкальные пристрастия жителей региона в неакадемической области сформированы средствами массовой информации" - это очень сильное и безаппеляционное заявление, несущее в себе прямо несколько пластов смысла, которые, правда, читателю приходится разрабатывать самостоятельно.

Во-первых, заявление сделано относительно ВСЕХ жителей региона. Т.е. количество жителей, чьи пристрастия сформированы интернетом, волной кассетных записей, контрабандным винилом и песнями у костров и на кухнях, видимо столь незначительно, что не стоит даже упоминания в столь серьезном исследовании. Может, человека три-четыре...

>Дальнейшие смыслы начинают нам открываться, если мы принимаем на веру первую часть (про ВСЕХ жителей) и начинаем задавать вопросы, типа: А что еще может формировать пристрастия жителей? И если что-то может, то почему Воронежцы к нему нечуствительны? Тут прямо-таки таки бездна открытий чудных нас ждет...

Видимо эта фраза, что-то типа заклинания боевого НЛП, должна обрабатываться подсознанием и давать Воронежцу, читающему эти строки почувствовать себя жлобом.



[ссылка] Глава про фестивали - чистая самореклама. Я безмерно уважаю Машу Семушкину и если в Воронежском бюджете завалялось несколько лишних миллионов на джазовый фест - то лучше Маши никто не сделает! Однако, перечисляя зарубежный опыт, все-таки стоило упомянуть и парочку неджазовых фестивалей. Burning Man хотя бы. - ну как можно его не упомянуть?! Возможно, что более полная картина позволила бы с большей уверенностью выражать надежду, на то, что "примеры помогут Воронежу определиться с фестивальными форматами и приоритетами".


[ссылка] В заключении статьи проглядывает все та же логика.
23.9. Заключение
• Музыкальная отрасль может стать важным фактором формирования городской культурной среды нового поколения и нового качества. Один из важнейших вопросов, которым задается современная воронежская молодежь с активной жизненной позицией – «как сделать, чтобы наши сверстники не уезжали из города?». Под проблемным контингентом в данном случае подразумеваются люди творческих специальностей и творческого склада. Сегодня выпускники Воронежского хореографического училища выступают в Москве на сцене Большого театра, чем по праву гордится культурная общественность города. На местной сцене, к сожалению, у них меньше шансов громко заявить о себе, по крайней мере, пока ценители высококачественного творческого продукта ориентированы на Москву и Санкт-Петербург. В странах Европы нет такой ориентированности, и у молодежи не столь сильны позывы искать лучшую жизнь в столицах. Это, безусловно, не важнейший, но весьма значимый фактор, стабилизирующий европейское общество. Именно музыкальная отрасль, в частности – джаз и этника, может стать для современного Воронежа одним из центров, объединяющих творческую и прогрессивную молодежь.

Почему съезд на балет, когда речь о музыке?! У музыкантов в Воронеже шансов больше?!
Отчего в странах Европы у молодежи не столь сильны позывы?!
Каким образом джаз и этника помогут балерунам?!
Все, что не джаз и не этника - это чисто отстой и неспособно объединить молодежь?!



[ссылка] Вместо терминов "джаз" и "этника" более корректным как мне кажется было бы использование предложенных В. Кожекиным терминов "Традиционная и импровизационная музыка" - эти термины гораздо шире. Импровизационная музыка безусловно включает и блюз и фанк и реггей... и даже авторскую песню. В то время как джаз - лишь одна из ее форм и непонятно.

"Этнику" же википедия определяет как "в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под стандарты коммерческой звукозаписи". В то время как термин "традиционная музыка" - шире и интуитивно понятнее.

Если же авторы всерьез выделяют джаз и этнику - как приоритетные по отношению к другим направлениям музыки об этом надо прямо написать.



[ссылка] Веня Д'ркин хотя и упомянут в главе про символические ресурсы - в контексте академической музыки он не упоминается. Про Александра Литвинова авторы исследования, допускаю, что могли и не знать что он как-то связан с Воронежем. Тем не менее - в Воронеже был первый сольный концерт Дркин Бэнда, костяк самого Д'ркин бэнда родом из Воронежа, Веня Д'ркин хотел здесь жить, его семья после его смерти переехала именно в Воронеж и его сын вырос здесь и только в этом году уехал учиться в Москву. Ну, и организатор Московских и прочих ДрФестов живет в Воронеже, хотя ДрФесты в Воронеже и не проходят (уже несколько лет как) по причинам неблагоприятного концертно-экономического климата.

Потенциал Вени Д'ркина в качестве Воронежского бренда может быть раскрыт установкой памятника Вене Д'ркину, организацией open-air фестиваля его памяти, созданием музея Вени Д'ркина, продюссированием фильма о Вене Д'ркине, записью в Воронеже трибьюта Вени Дркина с участием медийных звезд и информационных технологий.



[ссылка] К слову сказать, с рекомендациями, приведенными в финале сложно не согласится.

Упущено пожалуй одно, принципиально-важное звено. В городе нет доступных площадок для выступлений альтернативных, в том числе местных команд. У академической музыки есть мощная образовательная система, неакадемическому музыканту чтобы вырасти - нужна концертная практика. Не начав с концертов на 50 человек - команда никогда не дорастет до Ивентхолла даже не разогреве. Если бы администрация выделила какой-нибудь подвальчик в центре на условиях льготной аренды или вообще без оной - под культурный центр, это прямо сильно оживило бы музыкальную жизнь.

Можно было бы еще выдвинуть рекомендацию по созданию специализированной информационной среды - но это большая и сложная тема, требующая отдельного разговора.

Tags: ааа!, воронеж, культур
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author