Peter (petergluk) wrote,
Peter
petergluk

Category:

Структура музыкального рынка в России

Слегка доработал предыдущий текст, до состояния самостоятельной статьи. Может его куда-то еще запулить - в какие-то СМИ сетевые? Потому что очень мало кто представляет как оно все устроено.

Давайте вкратце расскажу как устроен рынок неакадемической музыки в России.

Все артисты делятся на медийных и немедийных. Медийного артиста крутят на радио и показывают по TV, у него бывают концерты в Кремле и медийный артист - больше бренд, чем артист. Легенда. Миф. Про него уже не так важно - насколько качественную музыку он делает - важно, что  его имя знакомо критической части населения. Он узнаваем. Средний порядок цен на такого артиста - в районе  $10-20K[илобаксов].

Немедийные артисты могут быть супер-профессионалами-виртуозами, при этом их стоимость в среднем по больнице - в  районе $0-1K. Стоимость может быть даже минусовая, на интересный фестиваль многие артисты готовы приехать за свой счет.  Немедийный артист, при адекватных вложениях в рекламу собирает на концерт от 50 до 500 человек. Для того, чтобы [любой] немедийный артист собрал больше - необходимы неадекватные вложения в рекламу. Если артист действительно профи, лет через 10-15 упорного труда он сможет зарабатывать на [скромную] жизнь концертами.

Ценообразование на музыкальном рынке [а как и на любом другом, впрочем,] никогда не находится в прямой пропорции с качеством товара. Фактически, тут продается не музыка. Продаются мифы. Кстати, и с качеством самого мероприятия это ценообразование тоже не связано. Все концерты, скажем, у нас в Юбилейном - это полное, извините, г... Какой туда ни привози крутой аппарат - хорошего звука там не бывает. Это каток вообще-то. Но туда можно продать 3.5 тыщ билетов. А при желании и все пять можно.

С точки зрения рынка организатор концерта - как бы устроитель распродажи. Он делает событие - покупает артиста оптом - и продает в розницу. Понятно, что хорошо продать в розницу - можно только брендированного (уже разрекламированного) товара. Однако, в данном случае риск "не продать" - тоже очень высок.

Стоимость медийных артистов может держаться на таком высоком уровне благодаря двум смежным рынкам. Благодаря рекламному рынку и рынку корпоративных мероприятий. Это вполне стабильные (в отличие от концертного) рынки.

Отбить гонорар медийного артиста в провинции - по-честному, только с билетов - почти нереально. Хотя, мне известен случай выхода в ноль (в Харькове), например, с привозом Аукцыона. [впрочем, Аукцыон - еще относительно недорогая группа]. Вместе с тем, несть числа и влетам организаторов-одиночек, ввязавшихся в подобные авантюры. Вероятность "влететь" здесь - гораздо выше вероятности на этом заработать. Тоесть, уровень рисков на этом рынке - превращает дело в рулетку. (Всегда в выигрыше только казино.) Поэтому все большие концерты в провинции почти всегда проходят при поддержке крупных спонсоров.

А это вообще другая история. Это смежный - рекламный рынок. В случае со спонсором - организатор, помимо продажи билетов, продает еще [в рамках мероприятия] рекламу спонсору. Это позволяет компаниям, про которые так-то... че-то хорошее сказать сложно, притянуть на себя часть ауры чужого мифа и сделаться в глазах клиентов немножко человечнее.

Для того, чтобы работать с крупными спонсорами - нужно иметь юрлицо, репутацию, платить налоги, отстегивать РАО - организатор одиночка, в принципе, не справляется с такой задачей - это тема для ивент-агентства. Такие агентства, как правило, в свободное от "больших концертов" время занимаются отнюдь не маленькими концертами немедийных артистов, а корпоративками. Потому что это вполне рентабельный рынок. И система вот таких высоких гонораров существует исключительно благодаря ему.

То есть. Тема концертов немедийных артистов - она как бы вне рынка. Посредникам-организаторам заработать на этом очень непросто, почти все они - энтузиасты-нелегалы. Они не платят налоги и даже РАО их не трогает, потому что с них просто нечего взять, можно их только закрыть. От этого достаточно часто можно встретить утверждение, что государство помогает рок-музыке уже тем, что не замечает ее. ))

Происходящее в этой области при всем желании трудно назвать рынком. Тут очень большое количество артистов готовых играть бесплатно, и масса организаторов осознанно планирующих мероприятия "в ноль", а то и в минус. Как правило, вокруг любой точки активности есть тусовка волонтеров, бесплатно помогающих в организации, а если повезло - то и несколько меценатов, "страхующих влеты".

Низкая рентабельность этой области обусловлена с одной стороны спекулятивным характером рынка медийных артистов, с другой - высокой конкуренцией [борьбой за свободное время] со стороны развлекательного рынка. Вообще, вся аудитория живых концертов - это, в некотором роде, пассионарии, делающие свой выбор достаточно осознанно. Ситуация усугубляется отсутствием развитой концертной инфраструктуры в провинции.

Кстати, в Москве - концертная инфраструктура достаточно развита и ситуация там намного лучше, (однако и там этот рынок 99% нелегален) от этого каждый артист, желающий продолжать свое профессиональное развитие - в какой-то момент встает перед выбором - переезжать в Москву или... таки менять род занятий?

Концертная инфраструктура, на данный момент, в значительной части состоит из заведений общепита. Несмотря на значительно увеличившееся в последнее время количество кафе и ресторанов в Воронеже - очень немногие из них делают ставку на живые концерты.

Небольшое отступление. Вот, я помню, мы как-то обсуждали концертную жизнь Воронежа - я предлагал выбить из администрации подвальчик под культурный центр... - и тут Галя Минасова говорит: а давай свой клуб сделаем, чё! Я говорю, ok. Давай представим: Это мы щас идем, регаем юрика, ищем помещение, платим аренду, делаем ремонт, закупаем оборудование, нанимаем персонал, составляем меню, получаем разрешения у пожарных, сэс, потом лицензию на алкоголь, потом... Галя говорит, все, хватит, хватит, я пошутила.

Это ресторанный бизнес. Еще четвертая тема. Ни один кабак не зарабатывает существенных денег с концертов. Концерты "звезд" они тоже делают в минус для собственного промоушна, если позволяет параллельный бизнес. Например, в Воронеже сейчас "Барак-о-Мама" делает такие концерты, но это часть крупного ресторанного холдинга.


Что здесь можно сделать? Во-первых, легализовать некоммерческий характер отношений в этой области. Мы сейчас регистрируем Межрегиональное общественное движение в поддержку сохранения и развития российской концертно-фестивальной культуры. "Русская культурная платформа". (Название с расчетом, что вторым шагом Движение станет международным и Russian Cultural Platform будет звучать уже вполне адекватно) и надеемся, что через него можно будет получать государственную поддержку и поддержку культурных фондов на развитие этого движения. http://festnet.ru/

Во-вторых, будем создавать онлайн-инструменты [на основе уже существующих технологий и прецендентов в смежных областях], которые снизят риски организаторов "честных концертов". Если это получится - орги смогут бросить "нормальную работу" - клубы станут больше возить музыки, музыканты тоже смогут сосредоточится на музыке и всем будет немножко легче и лучше. В том числе публике - которая получит бóльшее разнообразие и доступность культуры.



UPD: Ольга Арефьева вот тут описала этот же вопрос изнутри.
Tags: музыка, сеть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments